Obolenskaya (obolenskaya) wrote,
Obolenskaya
obolenskaya

#10. Ош. Сулайман-Тоо.

На гору мы с дядей Вовой собрались вечером, встречать закат. Вышли часов в шесть, неспеша доехали до точки, зашли с "заднего крыльца". Есть парадный вход на гору, а есть сзади, со стороны кладбища, пройти надо через небольшие жилые кварталы. И кварталы сами по себе интересные, и подниматься хорошо. Выпили вкуснейшего компота из урюка, по 10 сомов большая пиала, и пошли. К кладбищам своим киргизы относятся без какого-либо почтения, как мы привыкли. У нас все же правила, порядки, праздники, уборка территории, оградки обновить, цветочки воткнуть, пластиковые или живые, кому как по силам и по времени... Там же ничего подобного. На гору поднимаешься по тропке посередине поля, подозрительно "кочковатого". Каждая кочка - могилка. И без ничего. Это совсем не значит, что могила старая, она может быть и пятилетней. Просто не принято. На все кладбище только один монумент, но какой. Всем монументам монумент. Кто-то очень важный скончался.

Вид на город с подъема. По пути - ровные посадки, оять же, в Союзе еще сажали, для предотвращения осаждения почвы. Сейчас половину вырубили, - сохнет. Система полива отрубилась в понятное время, и так и не была восстановлена.
Направо пойти - пещеры, но опять же, тропка небезопасная, решили не рисковать, пошли налево, к самой Сулейман-Тоо, мимо телефонной сотовой вышки.
Еще гора называется Тахти-и-Сулейман по ирано-таджикски, и Сулайман-Таг как общетюркский вариант. Сулайман-Тоо - это по-киргизски, и по-русски - Сулейман-гора. Называется так по легенте о пребывании тут пророка Сулеймана, до этого называлась Бара-Кух.
А вообще это пятиглавый известковый останец.

Чем выше, тем темнее, на город опускается вечер. На одной из вершин по пути к Сулайман видели вбитые в камни станции, - народ приходит сюда практиковаться в скалолазании. Каждая вершина имеет свое название, нам же нужна была самая важная, Сулайман, 1162 метра. На ее площадке находятся два памятника: однокамерная мечеть Тахт-и-Сулейман или "домик Бабура" и так называемая "надпись Веселовского", памятник эпиграфики 11-го века. Мечеть относилась к 16му веку, однако в 1963 году была взорвана, и восстановлена по сохранившимся материалам только в 1991 году.
И пещер там много. В нашей вершине две, одна в недоступном месте и не исследовалась, вторая - Чакатамар, от слова "чакка", протекать, капать. С потолка этой пещеры капала вода, проходившая по каппилярным трещинам горы. Вход - неглубокий грот, в глубине которого отверстие, в которое можно проникнуть только ползком. Выход из пещеры, такое же круглое отверстие в 6-7 метрах от входа. Считается целебной. А вся гора вообще считается помощницей женщинам от бесплодия. Сюда надо приходить, и скатиться лежа по определенным камням, как по ледяной горке, до того они отполированы. И говорят помогает. )
Каждый вечер сюда приходит много людей встретить закат и послушать муэдзинов. Как только солнце начинает заходить, со всех сторон доносятся призывы к молитве - гора окружена мечетями.
Приходят всякие разные люди, и туристов гораздо меньше, чем местных жителей. И детки карабкаются по полированным камням, бесстрашно. )

Эти дети внушали ужас дяде Вове, - маленькую девочку он в итоге снимал на руках. ) Да и правильно - свалиться очень легко, особенно в сумерках и в темноте, надо использовать тот же способ на пятой точке. )

Мы сидели, удобно устроившись на теплых камнях, неспешно разговаривали и кайфовали, наблюдая как темнеет небо, как зажигаются в городе огни, как обозначаются огнями автомобилей центральные улицы с оживленным для Оша движением... Это был самый кайфовый вечер за все время внизу. Спокойно, тепло, и удивительно тихо.

Досидели до самой ночи и осторожненько пошли вниз, уже к парадному входу. Там лестница до самой вершины, но все равно, спуск в темноте - дело не для слабонервных, особенно если они к тому же и слабовидящие, типа меня. )) Иногда я шла след в след дяде Вове на слух исключительно. ) Но мы спустились благополучно. У нас с собой были тикки, конечно, но это же неинтересно. )
В июне 2009 года гора Сумайлман-Тоо стала первым в Киргизии памятинком, занесенным в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.